В последнее время частенько гуляю с дочкой и, посещая разные игровые площадки, замечаю одну и туже неутешительную картину: детвора вместо того, чтобы бегать и прыгать собирается возле лавочек и перебирает игрушки.
Оказывается, что часть мамочек берет с собой на прогулку чуть ли не ящик с игрушками. И когда собирается несколько таких «заботливых» мамаш, то возле них образуется целый мини-детский магазин. Детям, как правило, не интересны те игрушки, которые были привезены из дому, а интересны, конечно же, те другие, которыми они не игрались. В итоге они кучкуются возле этого импровизированного магазина и с увлечением изучают его ассортимент.
И я замечаю, что моя дочка в этот момент тоже присоединяется к этому разбору игрушек и оторвать её от этого процесса весьма непросто. Обычно, когда «игрушечный склад» отсутствует, то ведет она себя на улице весьма активно: бегает, катается на качелях, взаимодействует с другими детьми. Когда «склад» появляется она стоит возле него и перебирает по очереди все игрушки. И другие дети, словно загипнотизированные яркими красками и звуками этих безделушек, стоят, как приклеенные возле лавочек, где они расположены. Они перестают общаться друг с другом, единственное взаимодействие, которое между ними происходит это попытка вырвать из рук понравившуюся куклу или машинку.
В эти моменты я почти скучаю за советским прошлым. Когда не было столько игрушек и у всех они были почти одинаковые. И на улицу мы ходили, чтобы играть и общаться с другими детьми. Наши игрушки создавались из подручных средств: палочек, веточек, песка и камешков. Но зато стимулировалось творчество и воображение. Физическая активность тренирует организм и улучшает работу нервной системы. И мне грустно смотреть на этих детей, которые вместо активности, развития, получения нового опыта, получают склад китайских безделушек. Я задумываюсь над тем, что будет с этим поколением, к которому принадлежит моя дочь? Какими будут дети, которые часть детства пропускают за просмотром игрушек?
Я понимаю, что многие родители поступают так, чтобы им было проще. В этот момент дети не бегают и за ними не надо гоняться по всему парку. Они не падают и их не надо успокаивать через каждых пять минут. Можно просто стоять рядом и общаться по поводу очередной серии сериала или телевизионного шоу, периодически разнимая схватившихся за игрушку детей. И я точно могу понять этих мам, которые с рождением детей попадают в замкнутый цикл «кормежки-стрики-уборки», когда хочется хоть с кем-то пообщаться. Но не теряется ли за этой простотой наша связь с детьми, а у детей контакт с окружающим миром?
Стоит ли родителям брать мешок игрушек на улицу?
Нет, на мой взгляд, не стоит. Возьмите одну — две игрушки, которые любит ваш малыш. Например, у моей дочки есть плюшевый песик Авчик, который сопровождает нас на прогулке. Но он присутствует, только когда она едет в коляске. Когда мы приезжаем на площадку он остается стеречь коляску. Так же стоит взять игрушки, которые могут понадобиться для общих игр (ведерки, лопатки и т. д.). Сама же площадка создана для активных игр, бега, катания на горках и качелях, ковыряния в песочнице и т. д. На ней нельзя избежать падений и слез. Но эти падения и травмы тоже обучают ребенка, улучшают координацию движений. Так же вы можете показать детям насекомых и животных, которые есть на улице и помочь им лучше узнавать для себя окружающий мир.
Дорогие родители, давайте не будем лишать наших детей частички детства, подменяя его суррогатом в виде игрушек. Вспомните себя в детстве и позвольте своим детям не упустить эту важную часть их жизни.